Сайт учителя
немецкого языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Новый ФГОС и двоечник - понятия не совместимые

 

            В последнее время только и слышно: "Новый ФГОС", "по ФГОСу" и так далее. Честно говоря, я не понимала, почему вокруг этих новых ФГОСов такой ажиотаж и шумиха. Что, собственно, в них такого уж нового? Сравнила учебник с наклейкой ФГОС с учебником без наклейки - не поверите: абсолютно одинаковые!!!
            Но начала посещать курсы повышения квалификации по теме «Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов основной школы» в ИМЦ Центрального района, которые ведёт О.Б.Даутова.  И знаете, что самое удивительное, я начала потихоньку понимать суть этих новых ФГОСов. Дело в том, что «перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь». [1]

            Изменился не столько сам изучаемый материал, сколько отношение к тому, кого мы обучаем и как мы обучаем. Если раньше целью урока являлся какой-то фактический материал, который мы должны были впихнуть в учащегося, не озадачиваясь тем, а в состоянии ли он заглотить такой объём и нужен ли он в таком количестве нашему ученику, то теперь целью урока является сам ученик, то есть, его личность к концу урока. Если говорить научно, то ученик из объекта обучения превратился в субъект обучения. Только вдумайтесь в это! Я вдумалась, и поняла, что не то важно, сколько он выучит за урок правил и напишет правильных предложений, а то важно, что он уйдёт с урока, став чуточку добрее, у него немножко повысится собственная самооценка.

            Ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. На уроке не должно возникать стрессовой ситуации. Следовательно, не должно быть и двоечников. Если целью урока являются сами дети, сидящие передо мной, я должна ставить задачи таким образом, чтобы появилась реальная возможность,  как можно ближе подойти к поставленной цели. Тем более, что и цель урока, и задачи урока, то есть пути достижения поставленной цели, и даже способы достижения цели определяет теперь не учитель, а сами дети. Учитель же лишь помогает им в этом. Надо сказать, что постановка цели урока и его задач – это очень важный момент, так как при этом развиваются такие регулятивные УУД, как целеполагание и прогнозирование, которые играют большую роль в практической повседневной жизни человека. Кроме того, при определении цели и задач учащийся часто должен подключать логическое мышление, что, в свою очередь, является важным моментом, так как способствует развитию метапредметных знаний, то есть тех качеств, которые необходимы для изучения любого предмета. Так что и саму цель надо формулировать теперь по-другому. И относится к тому, что происходит на уроке, надо теперь по-другому, по-новому. Как? «Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт». [1]Технологии обучения тоже меняются, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. А здоровьесберегающие технологии позволяют  максимально заботиться о  сохранении нашими детьми своего здоровья.

            Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.  Современный урок «должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга».[1]

            Деятельность ученика на уроке должна носить творческий характер. Даже при вводе нового материала он должен являться не пассивным слушателем, но активным соискателем, добытчиком нового материала либо один, либо, что происходит чаще, в группе единомышленников. Если говорить конкретно об уроке иностранного языка, то это может проявляться в поиске незнакомых слов. Раньше при подаче нового материала в виде текста или презентации для снятия лексических трудностей учитель составлял список незнакомых слов с переводом. Сейчас это прекрасно делают сами ученики, разбитые на группы, уже в процессе самого чтения текста или просмотра презентации. И список новых слов, который они сами подготовили, запоминается ими гораздо быстрее и на более долгий срок. У них повышается самооценка. У них уже не возникает желания отвлекаться и баловаться. Это, в свою очередь,  способствует росту мотивации для получения знаний даже по такому трудному предмету,  как немецкий язык.

             А рост мотивации к получению знаний, как известно, качественно повышает уровень усвоенных знаний. Уровень способности усваивать новые знания у каждого ученика также свой. Поэтому не должно быть единого образца. Важно не то, сколько ученик усвоил знаний во время урока или во время выполнения домашнего задания, а то, сколько труда он вложил, чтобы эти знания усвоить. Это и должно быть объектом оценивания. И новые  ФГОСы нам как раз и позволяют сделать это в полной мере. Главное, чтобы у учителя было желание дифференцированно подходить к своим ученикам, а не мести всех под одну гребёнку. «Воспитание принято считать дифференцированным, если в  его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности, развития учащегося, отдельные способности психического развития: памяти, мышления, познавательности деятельности. Очень важно реализовывать воспитывающий, образовательный и  развивающий аспекты применительно

к личности каждого ученика». [2, 196]

             И если в классном журнале регулярно начинает появляться столбик двоек, виноваты не учащиеся, а учитель, который не хочет признать того, что его методы устарели и надо как-то по-новому попытаться организовать урок. Сделать его более ярким, интересным, чтобы у учащихся появилось желание тоже включиться в работу. Домашние задания в соответствии с новыми ФГОСами тоже должны измениться, стать вариативными. Вот и исчезнут двоечники из наших школ. Но для этого необходимо измениться и учителю. Ведь «только при учете личностных качеств и интересов возможно достичь высоких результатов в воспитании и обучении школьников».[2, 197]

 

Источники:

1. Любовь Гамаюнова. «Мастер класс "Структура современного урока по ФГОС" URL:http://new.pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/master-klass-struktura-sovremennogo-uroka-po-fgos/ (Дата публикации: 13.12.2015)

2. Камалова Хадижат Асбеговна. »Воспитание духовно-нравственной личности на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности». Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.

Категория: Мои статьи | Добавил: m_mushkina (05.10.2016)
Просмотров: 778 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar