Вот уже 16 лет я обучаю детей немецкому языку как второму иностранному. Придя 16 лет назад в школу после окончания РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге, я столкнулась с проблемами, которые продолжаю решать до сих пор. Что это за проблемы? Думаю, они знакомы каждому учителю, преподающему второй иностранный язык.
Это, во-первых, маленькое количество часов для такого сложного предмета, как иностранный язык. Во-вторых, большая конкуренция первого иностранного языка. И, в-третьих, слабая мотивация у большинства учащихся.
Пути решения проблем очевидны: мотивировать детей и снять возможные трудности на пути освоения ими языка. Мотивировав детей, мы сможем частично решить и вторую проблему, а именно, противостоять конкуренции первого изучаемого языка. Но что же делать с недостающими учебными часами? Ведь два часа — этого явно недостаточно для совершенствования всех необходимых языковых навыков. Однако, мотивированные дети и материал усваивают более эффективно, чем дети, абсолютно не заинтересованные в данном учебном предмете.
Мотивация школьников к изучению
второго иностранного языка
Существуют два приёма мотивации: конечной целью или путём достижения этой цели. Мотивация конечной целью предполагает постановку такой цели, для достижения которой необходимо выучить данный иностранный язык. В качестве такой мотивации может служить следующее:
- будущая профессия;
- дальнейшее обучение в стране изучаемого языка;
- участие в школьном обмене со страной изучаемого языка.
Ребёнок, мотивированный на конечную цель, начинает уже сам искать пути к её достижению. В нашем случае, он уже сам, будучи в этом заинтересован, начинает активно осваивать язык, привлекая, если это необходимо, сторонние силы, то есть репетиторов.
Мотивация путём достижения поставленной конечной цели предполагает проведение уроков таким образом, что уже сами эти уроки начинают вызывать у ребёнка повышенный к ним интерес и стремление понять изучаемый предмет как можно глубже. Данный вид мотивации является наиболее приемлемым для того, чтобы мотивировать большинство учащихся к изучению предмета, тогда как мотивация на конечную цель в условиях жизни нашей страны не затрагивает большинства и может заинтересовать лишь немногих.
Мотивация путём достижения поставленной конечной цели, то есть владения вторым иностранным языком, осуществляется за счёт различных методик и технологий, применяемых учителем во время урока. "Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов". [6] Причём, в соответствии с требованиями новых ФГОС, теперь «…функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для урока, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки». [5]
Какие же элементы урока могут мотивировать учащихся и помочь сделать урок более интересным и разнообразным? Их, безусловно, много. Но я хотела бы остановиться на тех, которые использую сама на своих уроках. К ним относятся следующие:
- применение на уроке песни;
- использование элементов проектной технологии;
- использование кейс-технологии;
- использование ЭОР.
Ни для кого, наверное, уже не секрет, что песня может значительно оживить урок иностранного языка. В зависимости от своего размера и содержания песня может служить небольшим включением в урок в качестве фонетической зарядки, для отработки лексики или грамматики. Но песня может являться и основой всего урока. То есть, весь урок построен именно на тексте песни, «…работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к культуре стран изучаемого языка, формирует художественный вкус, расширяет кругозор, углубляет знания языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и выражений, целых строф, куплетов. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, позже непроизвольно вставляя их в монологическую и диалогическую речь». [4]
Использование на уроке элементов проектной технологии целесообразно в качестве закрепления какой-либо лексической темы. Именно проектная деятельность учащихся позволяет «реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого» [3]. Проектная деятельность интересна ещё и тем, что позволяет организовать групповую работу на уроке. «Цель групповой работы — эффективное учение всех. В группе каждый обучает каждого, подавая идеи, развивая их. Необходимо при этом, чтобы в работе группы активно и открыто участвовал каждый её член. Дети должны понимать, что от их усилий зависит решение проблемы, выполнение заданий. Это стимулирует деятельность всех, заставляя работать с максимальной отдачей, повышая ответственность каждого в процессе получения и освоения знаний». [2, 137]
Использование кейс-технологии. Данный метод помогает большой по объёму материал компактно уложить в достаточно небольшие временные рамки урока. Данная технология заключается в том, что существует некий кейс, то есть коробка, в которой содержится небольшой и достаточно правдоподобный сюжет, требующий решения, и материал для изучения, в котором и заключено решение вопроса. Дело в том, что это — задание-трансформер, так как оно может превращаться из достаточно трудного в относительно лёгкое. Объектов, предложенных для исследования, много. Но они не являются неделимым целым, поэтому в зависимости от количества учащихся в группе и уровня подготовленности детей число их можно варьировать. Если класс большой и уровень подготовки высокий, можно разделить детей на группы и все объекты разделить между группами. Если уровень подготовки не очень высок, то учитель может предложить для исследования столько объектов, сколько найдёт нужным. А если детей не очень много и знание языка слабенькое, можно предложить для всех один единственный объект, а детей разделить на три группы с тем, чтобы каждая группа исследовала только один документ. Причём, учитель должен вначале сам изучить материал и предложить детям тот объект, о котором есть прямые упоминания во всех документах. В этом случае работа детей будет гарантированно успешной. А это является одним из важных требований новых ФГОС.
Использование ИКТ. Невозможно переоценить роль электронных образовательных ресурсов на уроке. ЭОР — это и видеофильмы, и презентации, и слайд-шоу, и аудио, и интерактивные игры. Всё это делает урок более красочным, оживлённым, наглядным, привносит элемент праздника. Дело в том, что иностранный язык — такой предмет, который требует заучивания наизусть большого объёма новых слов, выражений, целых диалогов и отдельных кусков текста, грамматических явлений. Всё это происходит постепенно. Урок за уроком, урок за уроком. И очень важно, чтобы ребёнок хотел этого: хотел учить новые слова, хотел учить новые правила. Очень важно, чтобы ребёнку было интересно это делать. Вот тут и должно использование ЭОР сыграть решающую роль. Ведь аксиома о том, что всё, что делается с интересом и увлечением, запоминается надолго и быстрее, даже уже не подлежит доказательству.
Снятие возможных трудностей
на пути освоения учащимися
иностранного языка
Мотивация — это только одна сторона вопроса. Дети мотивированы и хотят знать язык, но проблемы остаются. Чем они вызваны? Это происходит на этапе формирования лексического запаса и вследствие необходимости применения грамматики, на отработку которых 2 часов в неделю явно недостаточно.
Какой выход?
А выход заключается в том, чтобы активизировать их отработку учащимися во внеучебное время.
Как?
Дать детям и их родителям быстрый и удобный доступ к необходимому справочному материалу в любое время. Дать детям возможность тренировать лексику и грамматику в интересной для них форме.
Каким образом?
Самый оптимальный вариант — это использование персонального сайта учителя. На моём сайте весь этот материал размещается в разделе «Каталог файлов», так как этот раздел позволяет не только ознакомиться с материалом, но и, при необходимости, легко и просто его скачать. Подраздел «Грамматика» в любое время поможет разобраться в наиболее трудных грамматических темах, а подраздел «Интерактивные задания для учащихся» поможет на практике детям в освоении материала как на лексическом, так и на грамматическом уровнях.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть, что успешный ученик — это, в первую очередь, мотивированный ученик. То есть, тот ученик, который знает, для чего он учит и знает, как это надо делать. А задача учителя — помочь ему в этом, по возможности используя достижения научно-технического прогресса, шагнувшего в последнем десятилетии далеко вперёд.
Литература:
1. Авторский предметный сайт учителя немецкого языка Мушкиной М. Н. http://166deutsch.ucoz.net
2. Батырханова З. А. Использование интерактивного метода на уроках русского языка и литературы// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
3. Касмурзаева Г. А. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
4. Крупская В. В. Мастер-класс URL: http://pedsovet.org/publikatsii/nemetskiy-yazyk/master-klass дата публикации: 01.01.2017 Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС. http://gigabaza.ru/doc/66617.html
5. Хуторской А. В. Эвристическая ситуация как метод самореализации творческого потенциала ученика и учителя // Творческая личность учителя: проблемы теории и практики: Сб. научн. трудов / Отв. ред. Н. В. Гузий. Киев, Украин. гос. пед. университет, 1997. — С. 53–56
|