Невозможно переоценить роль электронных образовательных ресурсов на уроке. ЭОР - это и видеофильмы, и презентации, и слайд-шоу, и аудио, и интерактивные игры. Всё это делает урок более красочным, оживлённым, наглядным, привносит элемент праздника. Дело в том, что иностранный язык- такой предмет, который требует заучивания наизусть большого объёма новых слов, выражений, целых диалогов и отдельных кусков текста, грамматических явлений. Всё это происходит постепенно. Урок за уроком, урок за уроком. И очень важно, чтобы ребёнок хотел этого: хотел учить новые слова, хотел учить новые правила. Очень важно, чтобы ребёнку было интересно это делать. Вот тут и должно использование ЭОР сыграть решающую роль. Ведь аксиома о том, что всё, что делается с интересом и увлечением, запоминается надолго и быстрее, даже уже не подлежит доказательству.
Важно только правильно распределить место всем этим новшествам в учебном процессе. Для ввода в новую тему лучше использовать презентации (если в классе есть интерактивная доска). На самом деле у современной презентации есть старинный прототип: различные картины, графики, схемы и тому подобное, которые обычно вывешивались на доску. Они не потеряли своей актуальности и по сей день. Они удобны тем, что могут висеть на информационных досках и просто стенах класса столько, сколько понадобится, и ученик может в любой момент обратиться к той или иной карте, картинке, схеме. Но не всегда можно приобрести такой материал, в магазине он обычно недешёвый, да и не всегда есть то, что хочется показать детям. Презентацию же учитель может проиллюстрировать теми слайдами, которые он сам изготовил и теми картинками, которые он сам нашёл в интернете. Презентацию можно поручить сделать ученикам. Такое задание может быть очень интересно детям. Здесь можно проявить свои творческие способности, а комментарии к слайдам на немецком языке - это как раз то, что надо.
Слайд-шоу - это тоже очень интересный элемент урока. В виде слайд-шоу можно делать караоке, то есть взять песню, которая вписывается в тему урока, найти в интернете хорошо подходящие к этой теме картинки, найти опять таки в интернете хорошее исполнение песни и сам текст. Остальное уже дело техники.
Надо сказать, что если учитель иностранного языка регулярно выезжает в страны, где живут языконосители изучаемого языка, он может делать сам и фото как для презентаций, так и для слайд-шоу.
Видеоурок хорош для закрепления темы. Так как понимание иностранной речи на слух всегда вызывало и продолжает вызывать особенные трудности. Хотя, если подавать видеоматериал очень маленькими порциями, то возможно его включение и на стадии ввода и на стадии отработки новой темы.
И, наконец. я дошла до самого интересного: интерактивные задания, которые нам помогает создавать ресурс http://learningapps.org/. На самом деле у большинства этих интересных упражнений есть тоже старые заслуженные прототипы, которые не потеряли до сих пор своей актуальности. Например, такое интерактивное задание как "найти подпись к каждой картинке", это не что иное как работа с карточками, которую я практикую с первых дней моей работы в школе. Все эти маленькие кусочки картона, связанные резиночками или скреплённые скрепочками и разложенные по коробочкам из под конфет, в конвертики и так далее до сих пор хранятся у меня в ящиках стола и время от времени я их привожу в боевую готовность, чтобы вновь оживить ими урок. Мне кажется, что и бумажный и электронный вариант этого задания может быть задействован. Не в каждом классе до сих пор ещё имеется интерактивная доска, что же говорить об обеспечении каждого ученика компьютером. Но эти электронные задания могут дети выполнять дома в качестве подготовки к урокам. К словарному диктанту, например, веселее готовиться не просто зазубривая иностранные слова, а выполняя интерактивное задание: "подпиши правильно картинку".
Так что возможностей украсить урок сейчас очень много. Но, как говорится, всё хорошо в меру. Не надо "фанатеть" от открывающихся возможностей и всегда помнить, что урок иностранного языка - это всё же в первую очередь общение. Общение учителя с учениками и учеников друг с другом.
|