Сайт учителя
немецкого языка

Каталог файлов

Главная » Файлы » ФГОС

Требования к современному уроку
[ Скачать с сервера (445.9 Kb) ] 29.12.2017, 11:32

Требования ФГОС ООО к современному уроку 


Концепция ФГОС, вышеизложенные принципы, позиции системно-деятельностного подхода (тезис  о  том,  что  развитие  личности  обучающегося  обеспечивается,  прежде  всего,  формированием  в 
процессе активной образовательной деятельности  универсальных  учебных действий  –  личностных, 
регулятивных, познавательных, коммуникативных  –  как основы образовательного процесса; направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектированием и конструированием социальной  среды развития обучающихся 
в системе образования; активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся; построением 
образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологиче-ских особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися 
способности  эффективно  использовать  знания  и  умения  в  практической  деятельности)  определяют 
систему требований к уроку: 
1.  Целеполагание.  Перед  обучающимися  должны  быть  поставлены  конкретные,  достижимые, 
понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися  исходя  из  сформулированной  (желательно  –  обучающимися)  проблемы.  Обучающиеся 
должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности  на  уроке  (что  является  одной  из  форм  мотивации  левополушарных  обучающихся);  они 
должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правополушарных детей). 
2.  Мотивация.  Учитель  должен  сформировать  интерес  (как  самый  действенный  мотив)  как  к 
процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотива-ми  являются  решение актуальной  проблемы, практическая  направленность  содержания, краеведческая составляющая содержания. 
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.  Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. 
4.  Отбор содержания. Это значит, что на уроке  должны быть качественно отработаны планируемые  результаты  урока,  определенные  программой.  Только  эти  знания  могут  быть  подвергнуты 
контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока является  объектом контроля, что требует обеспечения систематической ди-агностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых 
установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая: 
-  находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и 
интересами человека); 
- подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией; 
-  затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения 
к информации); 
- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);
 -  является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому использованию информации); 
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения. 
5.  Интегративность  знаний,  отработка  метапредметных  универсальных  способов  образовательной деятельности. 
6.  Построение  каждого  этапа  урока  по  схеме:  постановка  учебного  задания  –  деятельность 
обучающихся по его выполнению  –  подведение итога деятельности  –  контроль процесса и степени 
выполнения – рефлексия. 
7.  Необходимо  использование  разнообразных  эффективных  приемов  организации  результативной образовательной  деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя  –  создать условия, инициирующие  деятельность обучающихся 
посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания: 
- характеристика задания (планируемый результат выполнения); 
- мотивационная часть; 
- содержание: условия, вопрос; 
- инструкция по выполнению; 
- время выполнения; 
- образец или описание ответа; 
- критерии оценки; 
- методический комментарий. 
8. Подведение итогов каждого этапа  урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом 
этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а 
не только образовательного результата). 
9.  Наличие  блоков  самостоятельного  получения  знаний  обучающимися  в  процессе  учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации,  среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет. 
10.  Организация  парной  или  групповой  работы,  позволяющей  каждому  ученику  развивать 
коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, 
что присвоение  знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внеш-ней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос  –  мысль  –  внутренняя речь  –  внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося  позволяет  парная  работа  по  обсуждению  ключевых  вопросов  содержания  урока  (в  том 
числе с использованием зрительных опор). 
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. 
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. 
13.  Качественная положительная оценка деятельности  обучающихся, способ-ствующая формированию положительной учебной мотивации. 
14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по 
содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся. 
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного 
общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и 
способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. 
Практика учителей подтверждает вывод о том, что традиционные инструктивные карточки (пла-ны-задания и аналогичные дидактические материалы) для проведения практических работ экономят 
время на уроке, облегчают учителю процесс проведения работы. Главным недостатком их является 
то, что обучающиеся являются пассивными исполнителями инструкции, следовательно, они не участвуют в целеполагании, планировании выполнения работы, отборе источников информации. Стандарт ставит перед учителями задачу формирования компетентностной личности, владеющей универсальными  способами  учебной  деятельности,  информационно-коммуникационными  технологиями  и 
нацеленной  на  саморазвитие.  Указанные  недостатки  препятствуют  реализации  компетентностного 
подхода, достижению целей и задач Стандарта. 
Исходя  из  этого  цель  практических  работ  –  создать  условия  для  развития  компетентностной 
личности обучающегося (т.е. умеющей получать, осваивать и применять информацию, полученную 
как самостоятельно, так и в процессе совместной деятельности). 
Задачи практических работ: 
-  создать условия для достижения обучающимися программных предметных и метапредметных 
результатов; 
-  способствовать  развитию  предметных  и  метапредметных  способов  учебной  деятельности  по 
получению информации из разнообразных источников, ее обработке, анализу; презентации и само-оценке результата; 
-  способствовать развитию компетенций продуктивной совместной деятельности и других личностных результатов. 
Практические  работы  являются  одним  из  приемов  организации  образовательной  деятельности 
обучающихся, что определяет принятый в дидактике подход к методике его реализации: постановка 
учебной задачи – организация деятельности обучающихся – проверка результатов – рефлексия. 
Системно-деятельностный подход позволяет детализировать традиционную методику с позиций 
управленческого цикла, сделать ее более доступной педагогам, технологичной и, следовательно, более эффективной. Под управлением в данном случае мы будем понимать целенаправленное взаимодействие учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого результата, который определяется содержанием образовательной программы (т.е. выполнив практическую 
работу,  обучающийся  должен  достигнуть  совершенно  конкретных  образовательных  результатов). 
Управленческий цикл определяет алгоритм  деятельности учителя  по проведению практической работы (или любого другого приема организации образовательной деятельности обучающихся), пред-ставленный в таблице 6.

 

Категория: ФГОС | Добавил: m_mushkina
Просмотров: 703 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar